На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Тривиальная графология Часть 2

Немного теории

Под психическим состоянием следует понимать, определившийся в данное время, относительно устойчивый уровень психофизиологической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Это специфическая реакция организма на внутренние или внешние воздействия, раздражители. Оно зависит от вектора (силы и направления) раздражителя.

   В роли раздражителей могут быть любые воздействия физиологического или психологического свойства - положительные (радость, похвала, выздоровление, чувство любви, приятные воспоминания, чувство комфорта, чувство безопасности и т.п.) и отрицательные (болезни, порицания, утрата, разочарование, боль, переживания, стрессы, и т.п.). Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

   Существует мнение, что психические состояния это нечто чередующееся, сменяющееся одно другим. Такое свойство характерно для психических процессов. Психические же состояния могут наслаиваться одно на другое, взаимодействовать друг с другом, порождая новые, трансформироваться в психические расстройства - неврозы и даже в тяжелые расстройства психики - психозы. Они могут быть быстротечными, стремительными или наоборот затяжными и изнурительными. Имеющие различную природу, они могут быть почти не отличимы по внешним проявлениям. В свою очередь психическое состояние, при активной практике письма, способно внести в почерк свои, непредсказуемые заранее, изменения и даже закрепить их в нём. Эти изменения в почерке носят импульсивный характер и, как правило, исчезают при стабилизации психического состояния. Механизм этого процесса - экстериоризации до конца не изучен. Однако можно с определенной долей уверенности говорить о том, что он имеет в своей основе рефлекторную природу, основанную на приспособительном факторе, в свою очередь оптимизирующем жизненный процесс человека.
   Наверное, каждому из нас приходилось замечать, что в течение дня наш почерк меняется. Нет, он не становится неузнаваемым (хотя и такие прецеденты имеют место), но изменения эти очевидны не только в наклоне и размерах знаков, но также и в их конфигурации. Эти локальные изменения обусловлены перераспределением энергии в организме, вызванных его стремлением к сохранению основного внутреннего состояния. Особенно интересным с точки зрения исследования почерка является влияние на него неврозов - хронических (длящихся недели, месяцы и даже годы) отклонений высшей нервной деятельности от нормы. Здесь я считаю вполне уместным упомянуть одного из представителей действительно научной графологии доктора Попялковского Д.И.
   Несмотря на среднестатистическое сходство, каждый из нас уникален не только с точки зрения отражения нашим сознанием действительности - то есть психической, но и с точки зрения протекания громадного количества жизненноважных физиологических процессов, происходящих на бессознательном уровне - нейрогуморальной регуляции. Этот факт очень важен для понимания того, что, в частности, микромоторика конечностей каждого из нас по-своему, неповторимо реагирует на меняющиеся условия внутренней и внешней среды. В период взросления нашим организмом вырабатывается определенный "статус-кво", основное внутреннее состояние организма, сохраняющееся вплоть до наступления естественных необратимых возрастных изменений. Так как у каждого из нас свой неповторимый уклад организма - рост, вес, длина и толщина нервных волокон, геном, скорость обмена информацией между клетками, ритм работы и свойства ЦНС, работа органов внутренней секреции, уровень метаболизма, кровообразование, состав крови, и даже частоты (ритмы) работы мозга и других органов и т. п., не приходится сомневаться в том, что ОВС, регулируемое вегетативной и центральной нервными системами, у каждого из нас уникально. Но это вовсе не значит, что оно неподвижно. ОВС изменяется в определенных допустимых пределах, без какого либо серьезного ущерба для организма. Однако стоит "системе" выйти за эти пределы как организм тут же отреагирует на это болезненным состоянием, немедленно отражающимся и на почерке. Именно он, этот "статус-кво" или основное внутреннее состояние, по-видимому, и является тем таинственным механизмом, который обеспечивает как относительную стабильность, так и абсолютную неповторимость почерка, выступающего, в этом случае, своеобразным и строго индивидуальным графическим "кодом". (Говоря о графическом коде, я, конечно же, должен оговориться, что понятие это очень условно и было бы крайне опрометчиво тут же броситься на его "расшифровку". Хотя сам процесс индивидуализации представляется подобным тому, как в радиотехнике происходит модуляция базового сигнала. Базой же в данном случае являются нормы прописей одинаковые для всех в рамках определенного этноса). Применение к нему каких-либо обобществлений с "кодами" других людей оправдано лишь на уровне самых общих характеристик. Детализированный же сравнительный анализ отличий или подобий на уровне частных признаков не имеет никакого смысла, так как невозможно пока дать описание колоссального количества всевозможных процессов, их взаимовлияний и взаимозависимостей, участвующих в формировании и поддержании оптимального психофизиологического уровня и, происходящих за конкретный период времени. В связи с этим становится совершенно ясным, что, к примеру, увеличение разгона, размера почерка или напротив их уменьшение никак не связано с такими качествами человека как щедрость или скупость. Эти качества не заложены в человеке от рождения и всегда остаются подконтрольными его сознанию.
   Приведу выдержку из книги В.В. Томилина "Физиология, патология и судебно-медицинская экспертиза письма" изданной в Москве, в Государственном издательстве медицинской литературы.
   "В выполнении каждого движения при письме принимает участие определенная совокупность мышц. Одни из них производят движение в том или ином суставе - агонисты, другие, сокращаясь сопряженно, фиксируют части тела, служащие опорой для произвольного движения, - синергисты, третьи влияют на ход движения, действуя в противоположном направлении, - антагонисты.
    Каждая мышца участвует в совокупном движении с точно определенной силой и вступает в действие в точно определенное время. Порядок (координация), в котором участвует в последовательно развертывающемся движении каждая мышца, устанавливается в двигательных аппаратах коры головного мозга. Для осуществления координации необходимы точные сигналы с периферии о положении частей тела в каждый данный момент, о скорости происходящих движений, о величине сопротивления этим движениям. Эти сигналы передаются главным образом с рецепторов проприоцептивной чувствительности, зрения и вестибулярной системы. Кроме того, в двигательных актах принимает участие мозжечок, внося поправки необходимые для сохранения равновесия, а также поправки на влияние инерции движущихся масс.
    При отсутствии или недостаточной точности сигналов с перечисленных рецепторов происходит нарушение координации движений. Пишущий при этом не может с должной точностью провести совершенно прямую линию или воспроизвести округлый или криволинейный элемент, что приводит к нарушению соотношений между отдельными штрихами в букве и между буквами в слове. При этом характерным является отсутствие совершенно прямых длинных штрихов, они как бы переломлены. Такие же переломы наблюдаются в криволинейных штрихах (овалах, полуовалах) Особенно энергичными при подобных нарушениях являются линии идущие вниз. В них как бы сказывается степень того усилия, которое прилагает человек, чтобы избежать ломаного направления линии и усилием давления на пишущий прибор компенсировать недостаток ощущения движения.
    В целом почерк человека с частичным нарушением координации движений характеризуется неправильной (угловатой в частности) формой букв, непостоянным их наклоном, размером и разгоном, чересчур длинными штрихами чаще при выполнении штрихов сверху вниз".

Психическое свойство - устойчивое образование, обеспечивающее определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

   Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется на практике. Базисный, фундаментальный слой высших психических свойств формируется еще до рождения и в раннем детстве. Наиболее благоприятные периоды для его формирования в психологии принято называть сензитивными. Это периоды максимальной восприимчивости. У каждого человека свои периоды сензитивности, но многочисленными экспериментами, современной психологией, социологией, педагогикой и другими науками, изучающими вопросы формирования человеческой личности, установлено, что основные, базовые периоды (когда собственно и закладывается личность, каркас её характера) лежат в пределе от рождения до трех лет. В период развития ребенка до 3-х летнего возраста формируется около 40 % его интеллекта, основные критерии отношения будущего гражданина к окружающим людям, к предметам, ценностям и к миру в целом. Известно, кстати, что двух- и трехлетний ребенок задает взрослым, окружающим его, в среднем около пяти - семи миллионов вопросов! И хотя психические свойства продолжают формироваться и в старшем возрасте, основа личности заложена уже в детстве. Почерк же, как искусственная, неврожденная функция окончательно формируется значительно позже, обычно к 20 - 22 годам.

   Конечно, думать, что специфика, особенности письменной речи зависят только от работы нервной системы, было бы очень опрометчивым.

   Психику человека вообще нельзя свести просто к нервной системе. Разделение на физиологическое и психологическое на самом деле очень условно т. к. теперь даже школьнику ясно, что любой, даже минимальный психологический акт сопровождается определенным электрохимизмом в каждой отдельно взятой клетке нашего организма. И представлять письменную речь как некую мистически обособленную внешнюю субстанцию, непосредственно связанную с функционированием подсознательной структурой психики, своеобразный сейсмограф мозга, отображающий качества личности, по меньшей мере, наивно.

   Почерк нельзя рассматривать в полном смысле как некий рисунок, хотя и в том и в другом есть общие черты такие, например, как стилизация, многовариантность. Для рисунка же характерными являются такие свойства как образность, абстрактность (независимость образа от любых норм), чувственность (переживаемость образа), фантазийность, творчество, значительная трансперсональность. Если, к примеру, испытуемого просят нарисовать несуществующее животное, то в зависимости от уровня развития его воображения он обязательно изобразит нечто отдаленно напоминающее химеру. И понятно, что как бы невероятно не выглядел бы этот рисунок (часто и сами испытуемые затрудняются при выборе подходящего названия), ясно, что это все же животное. У него могут угадываться конечности, голова, глаза, уши, рот. Но вот просьба изобразить несуществующую букву "С", к примеру, или, скажем, "Щ" вызовет у любого человека явное замешательство. Как говорится, Щ она и в Африке Щ. Любое более или менее значительное изменение конфигурации буквы превратит ее в полную бессмыслицу. Попробуйте, если не верите! Эффект бессмыслицы еще сильнее если попытаться написать слово. Причина такой разницы между почерком и рисунком в том, что любой письменный знак жестко привязан к норме прописи, а так как смысл письма в том, чтобы донести конкретную неискаженную информацию, инвариантность в написании письменных знаков исключительно мала. Это обстоятельство радикальным образом делает почерк малопригодным для использования его в психодиагностике

Картина дня

наверх