На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЗАКАЗЧИКИ. Часть 2

НАИВНЫЙ ПРОСТАК

             Предлагает в округленной неконкретной формулировке осуществить какую-либо работу. Во время согласования стоимости работы просит строителя, чтобы все у него уложилось в конкретную сумму. Строитель соглашается на эту сделку и начинает работы, не замечая при этом, что особый акцент делался на понятие ВСЕ. Ближе к окончанию работ заказчик с наивным видом начинает требовать сделать еще то-то, то-то и еще чего-нибудь. На возражение строителя звучит. простая стандартная фраза: «Я думал, что это все должно входить, это же и так ясно. Ведь мы же договорились, что в эту, сумму войдет ВСЕ!» У строителя остается два варианта: либо сделать тройную работу, чтобы получить договоренную сумму, либо поделить понятие ВСЕ по версии заказчика и, получив третью часть от желаемого, удалиться. Если, конечно, заказчик из наивного простака не превратится в шантажиста.

Как избежать

             Никогда не соглашайтесь на ВСЕ. Прежде, чем производить расчеты, составьте подробный список работы в двух экземплярах. В конце списка добавьте пункт «Все работы, не входящие в список, оплачиваются отдельно». Старайтесь, чтобы объем выполненных работ не превышал полученной суммы предоплаты более чем на значительную для вас сумму.

ШАНТАЖИСТ

Проявляется, если вы по каким-либо причинам оказались в ситуации, когда объем выполненных работ значительно превышает полученную сумму, а заказчик, не желая вас отпускать, заявляет: «Не отдам окончательный расчет, пока вы не сделаете еще это и то, или не закончите следующий этап». Расчет строится на том, что из-за желания быстрей получить крупную сумму, вы будете соглашаться выполнять дополнительные мелкие работы.

Как избежать

Как только услышите такое заявление, тут же останавливайте все работы. Если вы один раз дадите слабину, значит вы сделали первый шаг в воронку, которая вас неминуемо затянет. Чем больше будет долг заказчика, тем незначительнее станет ваша работа, и тем больше вы будете делать. А чем больше вы будете делать, тем выше шансы совершить ошибку, к которой сможет придраться заказчик, оправдав свое нежелание рассчитываться. Лучше не давать ему никаких шансов, и пока ваше дело правое, надо требовать свое.

Более мягкий вариант: зафиксируйте четко сумму денег, получите за нее долговую расписку, а за все дополнительно предлагаемые работы требуйте предоплаты так, чтобы полученная сумма не была меньше произведенной работы.

ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ ТИП

Заказчик вечно недоволен качеством работы. На этом основании не желает оплачивать работу или занижает сумму оплаты.

Очень популярный способ, потому как понятие качества очень расплывчато. Заказчик может ткнуть пальцем в стену и заявить, что он хотел видеть ее не такой, а допустим на один миллиметр тоньше дымчатого или на четверть тона мягче андеграунда. Если строитель не понял, что имелось в виду, значит, он не мастер и не заслуживает полноценной оплаты. Еще один вариант, когда заказчик приносит старые или самые дешевые примитивные материалы, а требует слепить из них подобие VII'- апартаментов. Когда ему объясняют, что невозможно купить шикарный «Мерседес» по цене даже нового «запорожца», он не понимает, о чем тут ему говорят. Ответ один - вы не мастера.

Как избежать

Перед тем, как приступить к работе, попросите заказчика объяснить на примере, что именно он хотел бы видеть. Для этого совсем не лишнее - съездить с ним туда, где он это видел, или показать ему свои предыдущие работы, и там, на месте, объяснить, какие именно материалы применяются при этой работе, сколько она стоила и какое время ушло для достижения конечного результата. Дабы не быть голословным, в договор лучше внесите пункт: «Качество работы должно соответствовать уровню аналогично представленного на объекте, по адресу такому-то, в местах таких-то» Это избавит вас от расшифровки того, неизвестно чего, а в случаях спорных вопросов всегда будет, с чем сравнивать и на что ориентироваться.

ХАЛЯВЩИК

Если коротко - тот, кто не желает давать предоплату. Обоснования самые разные: я знаю, вам дай! Где потом вас искать?», «Я хочу сначала посмотреть, что вы можете», «Сначала сделайте, потом я заплачу» и т.д. и т.п. Если строители соглашаются и начинают работу, они с первого дня попадают в кабальное положение, допускающее все способы обмана. Известен, по крайне мере, один достоверный факт, когда редкой наглости заказчик умудрился в течение двух лег построить себе особняк, ни разу не заплатив строителям. Схема проста до примитивности. Нанимая бригаду, он желал ознакомиться с ее возможностями на деле прежде, чем дать хорошую предоплату. Те, естественно, из кожи вон лезли, дабы понравиться, и совершали трудовые подвиги. Когда через неделю, две, три  строители начинали  просить денег, заказчик до этого довольный и ласковый превращался либо в самого несчастного, а чаще - самого злого и ужасного, докапывался до чего угодно и выгонял работяг. Следующим он рассказывал хорошую или плохую сказку о предыдущих горе-мастерах. Сам он в сказке представал в образе доброй,' но обиженной феи. Так, бригада за бригадой, педеля за неделей, работа за работой был построен дом. Справедливости ради надо сказать, что позднее часть его была разрушена в результате странного пожара. Эту историю знают многие строители, однако есть и те, кто попадается на подобные удочки.

Как избежать

              Никогда не соглашайтесь работать без предоплаты. Даже если совсем невмоготу, от работы на халяву легче не станет. Лучше сидеть дома без работы, чем работать без оплаты. В крайнем случае, начинайте с подневной оплаты, этого вполне достаточно для представления себя. А на выше перечисленные возражения можно отвечать просто: «Хотите нас узнать, посмотрите на предыдущие работы и поговорите с нашими предыдущими заказчиками». Если нет возможности подтвердить репутацию, то нельзя сбрасывать со счетов элементарный способ предохранения от неприятностей - заключение договора. Это, хоть и маленький, но все же шанс получить свое. Дело в том, что в нашем обществе в суд может подать только тот, у кого есть деньги, а фактически прав в суде оказывается тот, у кого больше «прав». Если сравнивать заказчика особняка и строителей, то денег и «прав», конечно, больше у первого, поэтому естественно, что при столь не равных шансах риск должен брать на себя заказчик. Бывает особенно странно, когда человек, явно высокого положения, с кучей денег, связей и возможностей, окруженный плотным кольцом приближенных, вдруг высказывает опасение по поводу порядочности строителей. В случаях, когда вы приходите на объект, где до вас кто-то работал, постарайтесь найти своих предшественников, и узнать причину их ухода. Это сразу снимет массу вопросов и оградит вас от возможных эксцессов.

БОЛЬШОЙ БОСС

Человек, который имеет большой чин, занимает высокое положение, особенно если в силовых структурах, судебных органах или местных властях. Как правило, ему некогда даже разговаривать, большие дела не оставляют времени. В начале все вопросы решаются в оптимальной форме, как бы на ходу под девизом: «Давай, давай, там разберемся, я что, по-вашему, несерьезный человек?» Зато в конце все решается четко и в один момент. Правда, как того хочет важный заказчик, а не так, как вы предполагали : «Гебе столько, тому столько. Все, на этом закончили. Я сказал». После вы не сможете к нему обратиться, даже чтобы поздороваться. Часто под таких персон подделываются мелкие служаки, чином не превышающие капитана, а рангом не выше зам. зама какого-нибудь районного отдела. Они в основном и создали столь неблаговидный имидж откровенных кидал. Среди людей действительно «высокого полета» вас обманет один из десяти, им это как-то несолидно, да и в дела они вникают мало и действуют, как правило, через своих доверенных лиц. А вот из числа мелких, но важно надутых, вас облапошат девять из десяти - у них это даже престижно.

            Отличительная черта большого босса - глухой оратор, разговаривает громко и абсолютно не слышит, что ему говорят.

Как избежать

«Никогда, ни под каким предлогом не связывайтесь с такой категорией заказчиков», - так шпорят опытные мастера. Действительно, если у вас нет высокого покровителя, то лучше не ввязываться в сверхрискованное сотрудничество. Высокий покровитель играет решающую роль в предотвращении конфликтов. Людям его круга просто неудобно опускаться до жульничества, зная, что об этом узнают. Так же, кто прикидывается боссами, никогда не посмеют выставляться в плохом свете, тем более противопоставлять себя перед верхами. Но если вы решили попробовать, то знайте главное правило - с этой категорией заказчиков надо работать только при условии 100 % поэтапной предоплаты. И не стесняйтесь требовать ее. Действительно порядочному человеку всегда можно объяснить разницу между вашими положениями и возможностями в деле защиты интересов, и что его коллеги сами создали вокруг себя столь нелицеприятный имидж. Если у вас сеть репутация и заказчику нужны именно вы, если у него нет скверных намерений, то он легко согласится на ваше предложение. Заключать строгий договор в данном случае нет большого смысла, судиться вам вес равно бесполезно. Только обязательно составьте список работ, расценок и основных условий, на которых вы договорились, дабы избежать возможных ловушек.

 

Картина дня

наверх